Собор святых врачей и целителей бессребреников.

Великая любовь к Богу рождает великую любовь к людям!

 Рождение на земле святого человека, есть проявление особой милости и любви Божией к человеческому роду. Поистине гласит святоотеческая мудрость: «До тех пор, пока земля будет рождать святых, не отнимется от нее любовь и милость Божия»[1]. Это утверждение невозможно постичь рационально – оно под силу только верующему сердцу! Человеку, вся жизнь которого есть хождение пред Тем, Который «видя тайное, воздает явно» (Мф. 6,6). Именно в этом и есть вся наша вера! Пожалуй, та красная нить, которая объединяет всех угодников Божиих. Смирение!

Об этом невольно начинаешь задумываться, читая покаянный псалом, в котором царь псалмопевец Давид собственным жизненным опытом воспевает непреложную истину: «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит»    (Пс. 50,19). Почему так? – Потому что «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4,6).

Каждый раз, слушая в конце богослужения из уст священнослужителя отпуст, невольно понимаешь, что  Благодать Божия, которую своею жизнью стяжали святые люди, «не исчезает с их смертью, не слабеет с их кончиной»[2]. Вместе с тем, если посмотреть на наш церковный календарь, несложно увидеть, что он сплетен с целым сонмом святых угодников Божиих, во множестве своем воспоминаемых Церковью ежедневно.   

А потому, празднуя дни памяти святых угодников Божиих, прославляя их, мы прославляем Христа Спасителя, Который силою Своею Благодати не только действовал в их бессмертных душах, но и по слову Своему, сотворил их Своими угодниками Божиими (Кол 3,12), удостоил их быть Своими друзьями (Ин. 15,15), даровал им силу творить многие и дивные чудеса, указывая, что именем Его будут изгонять бесов и исцелять людей (Мк. 16,17), а так же даровал им силу помогать своими молитвами и нам, грешным людям, оставшимся здесь, в земной жизни.

Исследуя историю Русской Православной Церкви, в частности православную эортологию[3], с полной уверенностью можно отметить, что в последние десятилетия получила широкое распространение практика установления празднований Соборов святых[4]. Как правило, установление подобных соборных памятей было приурочено памяти в честь святых, которые либо объединены общим подвигом, либо связаны с одной географической территорией.

Нужно заметить, что сама по себе вышеупомянутая практика имеет весьма древнее происхождение в Церкви Христовой[5]. Безусловно, такие характеристики Соборных памятей святых, как «общий вид подвига» или же «общая территория», дают право поместить угодников Божиих в определенные группы церковного календаря, называемые Соборами.   

Однако, особый интерес в этой области исследования вызывает тот факт, что литургически, не все Соборные праздники выделяются особо. Так, к примеру, к числу общеизвестных можно отнести: Неделю святых Праотец (собор ветхозаветных праведников, ожидавших Спасителя; воспоминание в предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым); Неделю святых Отец (собор всех святых родственников по плоти Спасителя; воспоминание в последнее воскресенье перед Рождеством Христовым); Неделю Всех святых (воспоминание в первое воскресенье после дня Святой Пятидесятницы); Собор Всех святых в земле Русской просиявших (воспоминание во второе воскресенье по Пятидесятнице). Этот ряд Соборных праздников можно расширить Соборами святых одной местности (к примеру, Соборы Одесских святых, Волынских святых и т.д.) или же Соборами святых, подвизавшихся в одной обители (Соборы Печерских преподобных, Святогорских преподобных и т.д.).

И тем не менее, помимо общеизвестных Соборных памятей святых угодников Божиих характерно выделяются и те Соборные праздники, которые малоизвестны церковному человеку. К таковым можно отнести: Собор 12-ти апостолов (празднуется 13 июля, на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла), Собор 70-ти апостолов (празднуется 17 января, в период предпразднства Крещения Господня), Собор трех святителей (празднуется 12 февраля) и т.д.

Так, продолжая этот ряд Соборных памятей невозможно не обратить свой взор на Собор всех Бессребреников. Ведь каждый из нас, ожидающий исцеляющей помощи Божией по молитвам святых, имел личный опыт обращения за помощью к святым бессребреникам. Чаще всего, в подобных жизненных ситуациях внимание человека обращено к бессребреникам Косме и Дамиану. Однако мало кто знает, что помимо святых братьев в подвиге бессребреничества прославлен не малый сонм святых угодников.

Множество угодников Божиих в Царстве Небесном. И как говорит нам Священное Писание: «Ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам; звезда бо от звезды разнствует во славе» (1Кор.15,41). Поистине, так можно сказать и о угодниках Божиих. К примеру, весь мир прославляет святого Иоанна Предтечу как «большего из рожденных женами» (Мф. 11,11). Мы прославляем святителя Николая Чудотворца, исполнившего заповедь «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 4,7). Прославляем мы и великих великомучеников Пантелеимона Целителя, Георгия Победоносца и других их же несть числа, которые отдали тела свои в жертву живую, святую, благоугодную Богу (Рим. 12,1).

Сонм угодников Божиих многочислен! Каждый из них, как воин Христов, к своему воинскому званию имеет «личное гвардейское достоинство»[6], как награду, за тот подвиг, делами которого он прославился в своей земной жизни. В частности, подвиг бессребреничества представляет собою добродетель, которая в полной мере описывает один духовный закон – «Бог помогает тем, кто помогает другим»[7].

Этимологически, само слово «бессребреник» происходит от греч. ἀνάργυροι, и означает человека, «имеющего имущество, но отказавшегося от владения им»[8]. Святые бессребреники («безмездники») стяжали венец святости, исполнив евангельскую заповедь «туне приясте, туне дадите» (Мф. 10,8), т.е. даром получив от Бога дар врачевания, даром его и раздавали, бескорыстно врачуя человеческие недуги.

В богослужебной практике Православная Церковь поминает имена только шестерых бессребреников, а именно: Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая. Их имена перечисляются в молитве чинопоследования проскомидии (при изъятии из третьей просфоры шестой частицы), в молитве таинства Елеосвящения, а также в одной из молитв чина малого водоосвящения.

Однако, это далеко не исчерпывающий список святых бессребреников. Уже тот факт, что к вышеуказанным именам бессребреников присовокупляется «и всех святых бессребренников», послужил отправной точкой для формирования более детального списка святых врачей-бессребреников. Эта попытка впервые была предпринята архиепископом Сергием (Спасским)   (1830-1904). В своем труде «Полный месяцеслов Востока», признанный классическим в церковной агиографии[9], владыка более тщательно исследует имена святых врачей-бессребреников по дням их памяти и отмечает: «монах Венедикт из русской киновии на Афоне составил службу всем бессребреникам вообще»[10].

И тем не менее, с какого времени было положено начало празднованию Собора всех Бессребреников, точно определить невозможно[11]. По установившейся практике в Русской Православной Церкви празднование Собора Всех святых бессребреников совершается ежегодно в воскресный день, ближайший к 1 ноябрю по ст.ст. и вмещает в себя имена 28-ми святых[12].

Будучи объединёнными Церковью в один чин бессребреников, эти угодники Божии были сходны между собой не только полученным от Бога даром целительства, который многие из них соединяли со своим врачебным искусством. Пожалуй, одной из характерных особенностей, отличающей святых бессребреников от других чинов святых людей, служит то обстоятельство, что они выступают парами, т.е. связанные между собой дружбой или же родственными связями[13].

Так, учитывая вышеупомянутый факт, особый интерес обращает на себя двоица святых бессребреников Космы и Дамиана. Как свидетельством множества чудесных исцелений по молитвам к ним, имена этих безмездных врачей известны довольно широкому кругу людей. Особенно же тем, которые обрели в своем сердце веру в Бога, через чудесное исцеление, полученное по молитвам к этим угодникам Божиим.

И тем не менее, при широкой известности святых бессребреников Космы и Дамиана, мало кому известно, что было несколько пар святых братьев с такими именами. И к тому же, все они были бессребрениками. Православная Церковь почитает целых три пары святых братьев, названных этими именами. Так, известны Косма и Дамиан Асийские, Римские, и Аравийские. Правда, есть предположения, что это одни и те же святые[14], однако этот факт не доказан.     К примеру, свт. Димитрий Ростовский в своих Четьях-минеях, а вслед за ним и архиеп. Сергий (Спасский) помещают каждую из вышеупомянутых святых двоиц под разными днями.

На первый взгляд житие, а вместе с ним и иконографическое изображение каждой двоицы безмездных врачей-братьев во многом сходны. Однако, все же есть существенные различия. Эти отличительные особенности касаются не только вопроса об их национальной принадлежности. Самое главное – не все из пар братьев закончили свою жизнь мученически.

Святые братья Косма и Дамиан Асийские (день памяти 14 ноября) жили в    к. III – IV вв. в Малой Азии на территории нынешней Турции, которая в те времена была римской провинцией под названием Асия. Некоторые источники называют именно эту пару святых братьев близнецами, но подтверждению этому нет никаких фактов.

Интересно что в день памяти Космы и Дамиана Асийских  воспоминается и память их матери – прп. Феодотии. И это неспроста! Ведь именно она во многом постаралась в деле воспитания своих сыновей. Так, овдовев в молодом возрасте, Феодотия воплотила в свою жизнь слова апостола Павла став «истинной вдовицей» (1. Тим. 5,5), пребывающей в молитвах день и ночь. Живя добродетельной, христианской жизнью, она научила тому и своих детей.

Будучи наставленными матерью на всякую добродетель, свои способности к врачеванию Косма и Дамиан принимали как Божий дар, а потому ничего не брали за исцеления. Такой обет братья дали друг другу! Только об одном просили они исцеленных ими – твердой веры во Христа. Свое милосердное и бескорыстное служение людям святые братья сочетали с проповедью слова Божия и многих обращали ко Христу.

Правда, однажды между братьями возник серьезный конфликт. Одна благочестивая женщина, именем Палладия, получив от святых братьев-врачей исцеление после многих лет тяжелой болезни, хотела их отблагодарить. Зная их нестяжательность, исцеленная решила умолить хотя-бы одного из братьев принять от нее самый малый дар – 3 яйца во имя Святой Троицы. Так, Палладия тайно подошла с этим даром к Дамиану. Тот отказывался принять это вознаграждение, но услышав Имя Триединого Бога, согласился взять подношение. Косма, узнав о поступке брата, принял его как нарушение братского обета и страшно разгневался на Дамиана, заповедав не погребать тело брата рядом с ним.

Так, собственно и произошло. Первым из братьев умер Косма. Вскоре скончался и Дамиан. Встал вопрос о месте погребения Дамиана. Люди знали о соре между братьями и недоумевали, где же похоронить почившего. И тут произошло чудо. К телу почившего, окруженного людьми, подошел верблюд, когда-то исцеленный в пустыне святыми братьями. Животное заговорило, как человек. В этой речи верблюд поведал народу желание Космы – похоронить с ним тело ныне почившего родного брата, потому как 3 яйца, взятые Дамианом, были приняты им в знак почтения Святой Троицы. По свидетельству             свт. Димитрия (Туптало), митрополита Ростовского, «честные мощи святых братьев  были положены вместе, в так называемом Феремане»[15].

Эта удивительная подробность из жития святых бессребреников братьев Космы и Дамиана Асийских позволяет уже в наше время определить, какая именно из пар святых братьев не приняла мученической смерти. Удивительно, но милосердие и бескорыстная любовь Космы и Дамиана простиралась не только на людей, но и на тяжело больных животных, которых они сами искали в пустынях. Исцеленные животные становились для братьев преданными друзьями и всюду сопровождали своих целителей.

Данный факт жития призван обратить внимание наших современников на то обстоятельство, что люди обязаны помогать и любить не только друг друга, но любить также и окружающий их мир. Удивительно, но строки об исцелении животных есть в акафистах[16] всех трех пар святых братьев, и позволяют определить еще одну общую черту между ними.

Добродетель бессребреничества, основанная на любви и сострадании к больным людям, была характерной и для пары святых братьев Космы и Дамиана Римских (день памяти           14 июля), жизнь которых протекала в эпоху правления нечестивого римского императора Карина (283-285).

Римские братья-бессребреники происходили из очень богатой семьи. Так, имея желание обучится врачебному искусству, они нашли для себя искусного учителя. Именно благодаря ему они во многом смогли преуспеть во врачебной науке. Подобно Асийским, Римские братья также сочетали врачевание людей с проповедью о Христе, силой Которого они и совершали свой бескорыстный подвиг.

 Дела исцеления и проповеди дали свой плоды! Многие исцеленные святыми братьями уверовали во Христа и приняли Святое Крещение. По всей вероятности, именно это обстоятельство и обратило внимание языческой римской власти на Косму и Дамиана. Однако, есть сведения, что Римские бессребреники были «оклеветаны завистниками и вызваны в Рим к императору Карину»[17].

И тем не менее, Косма и Дамиан были доставлены в Рим и предстали на допрос к самому императору Карину. По исследованиям историков раннехристианской Церкви I-IV вв.[18] лояльность в глазах самого императора, гражданин римской империи мог снискать путем принесения жертвы языческим богам или же божеству самого императора. К этому массово принуждались и христиане, ведь в чем можно было обвинять христиан, как в непочтении к богам империи? Три с половиной века, по слову свт. Иоанна Златоуста[19], лилась кровь мучеников. Так, собственно, поступил и Карин, однако получил от братьев твердый и решительный отказ. Более того, римские бессребреники стали настойчиво обвинять императора в идолопоклонстве.

Что не обычно для того времени, пострадали святые не от руки императора. Будучи обличённым святыми братьями император Карин в гневе хотел предать их смертной казни, однако, по их молитве Господь внезапно поразил монарха болезнью – искривлением шеи. На глазах всего судилища лицо императора повернулось на 180 градусов.

Испытав потрясение великой силой Божией, которая проявилась через святых бессребреников, император Карин уверовал во Христа и просил Косму с Дамианом об исцелении. Они откликнулись на просьбу и исцелили императора, который «почтил братьев дарами и опустил с миром»[20]. По некоторым источникам[21], после чудесного исцеления, император Карин принял христианство.

Покинув дворец императора, Косма с Дамианом направились в свое селение, где продолжили заниматься обычным для себя деланием. Так, святые братья обходили с проповедью окрестные города и селения, исцеляя недуги больных, а затем вновь возвращались в родное селение.

Однако, Римские братья-бессребреники почитаются Церковью как мученики. Причем свой мученический венец братья приняли не от римской власти, а от руки своего врача-учителя, который убил своих учеников не из-за каких-то религиозных убеждений, но по причине зависти к их врачебной славе. Так, будучи охвачен ревностью к славе своих учеников, он обманным путем заманил братьев в горы, где они собирали целебные травы, и там по очереди побил их камнями, а тела убиенных сбросил в реку. С течением времени их нетленные мощи были найдены верующими христианами.

Таким образом, в отличии от соименных им Асийским братьям, Римские бессребреники Косма и Давмиан прославлены как мученики, как страстотерпцы, пострадавшие от зависти, породившей людскую злобу, с чем очень часто сталкивается и современный человек.

В мученическом лике была прославлена и двоица святых братьев-бессребреников Космы и Дамиана Аравийских (день памяти 30 октября), которые считаются современниками Римских бессребреников. Они родились и врачевали на аравийском полуострове и пострадали в период царствования императоров Диоклетиана (284-305) и Максимиана (285-305).

Нужно отметить, что сохранившийся до наших дней текст жития Космы и Дамиана Аравийских[22] вовсе не повествует о юных годах братьев, однако, в отличии от житий Римских и Асийских, содержит довольно пространное повествование, описывающее допрос безмездных врачей у проконсула Киликийской области Лисия, а также подробности их страданий[23], которые сопровождались не малыми чудесами.

Так, по приказу проконсула, сначала братья были подвергнуты жестокому биению, после чего брошены в море, но будучи укрепленными силой Божией, неожиданно явившийся ангел уберег их от потопления и они вновь невредимыми предстали пред своим мучителем. Тогда тела святых стали растягивать между столбами. В них бросали камни, пускали стрелы, однако мученики оставались невредимыми. Испив чашу мучений до конца, мученики были обезглавлены. Вместе с Космой и Дамианом пострадали еще три мученика: Леонтий, Анфим и Евтропий, которые, по мнению исследователей[24], были родными братьями Космы и Дамиана Аравийских[25].

Видя сколько вокруг человеческого горя, Аравийские мученики, подобно соименным бессребреникам, при жизни сострадали людям и стремились к бескорыстной помощи. Существуют сведения о том, как братья смогли провести сложнейшую операцию «по замене ампутированной язвенной ноги одного из пациентов, ногой недавно умершего мавра»[26]. Основываясь на этом факте, святых Косму и Дамиана Аравийских сугубо почитают, как покровителей хирургов.

По преданию тела мучеников были погребены в Киросе – ныне г. Килис, расположенный на южной границе Турции с Сирией. Из Кироса, мощи были направлены сначала в Константинополь, а затем в Рим, в церковь святых Космы и Дамиана.

Все три жития каждой из двоиц святых врачей-бессребреников являют пример великой любви к Богу, рожденной из бескорыстной любви к ближнему. Пожалуй, главный критерий их святости – исполнение слов апостола Павла: «если имею всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (1Кор.13,2).

Только деятельные дела любви придают значение и силу вере, о чем и свидетельствует апостол Иаков – «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2,26). Вера бессребреников, которую они являли окружающим, всегда сочеталась с такими делами, достойными добродетели, от чего становилась не мертвой, но живой.

Каждый из святых бессребреников был подобен «скальпелю в руке Хирурга»[27], сознательно и покорно, через бескорыстное служения людям, отдавая себя на служение воли Божией. Помощь их ни с чем несоизмерима! Справедливо замечает один из жизнеописателей безмездных братьев: «легче измерить море и пересчитать звезды, нежели поведать все чудеса святых». Так, без преувеличения, можно сказать о каждом святом враче, просиявшем в подвиге бессребреничества.

Вси Святии Бессребреники, молите Милостивого Бога о нас!

 

Список использованных источников и литературы

 Священное Писание:

Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Издание Московской Патриархии, 1990.

 

  1. Андроник (Трубачёв), игум. Бессребреники // Православная Энциклопедия. Т.5. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2009. С. 9-11.
  2. Берлинско-Германская епархия РПЦ МП, русская православная община святых мучеников-бессребреников Космы и Дамиана в немецком городе Эссен.[сайт]. URL: http://rok-essen.de. (дата обращения 19.11.2021).
  3. Бессребреники Косма и Дамиан: Асийские, Римские, или Аравийские? [Электронный ресурс]. // Проект: Православная онлайн-энциклопедия [сайт]. URL: https://pravoslavie.wiki (дата обращения 19.11.2021).
  4. Бурега В.В. Собор святых Киевской духовной академии: установление празднования и иконография // Труды Киевской Духовной Академии. К., 2013. №18. С. 185-228.
  5. Григорий (Зимус), архим. Боголюбцы. Рассказы о подвижниках благочестия современной Греции, монахах и мирянах. М., 2014. 368 с.
  6. Димитрий (Туптало), свт. Жития святых // житие 551: Страдание святых мучеников Космы и Дамиана. [Электронный ресурс]. // Проект: Азбука веры. [сайт]. URL: https://azbyka.ru. (дата обращения 19.11.2021).
  7. Димитрий (Туптало), свт. Жития святых // житие 951: Житие и чудеса святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. [Электронный ресурс]. // Проект: Азбука веры. [сайт]. URL: https://azbyka.ru. (дата обращения 19.11.2021).
  8. Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и эортология / IV. Эортология. [Электронный ресурс]. // Проект: Азбука веры. [сайт]. URL: https://azbyka.ru. (дата обращения 19.11.2021).
  9. Косма и Дамиан Римские. [Электронный ресурс]. // Проект: ДРЕВО. Открытая православная энциклопедия. [сайт]. URL: https://drevo-info.ru (дата обращения 19.11.2021).
  10. Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великов / Гонение Диоклетиана, его соправителей и преемников (303-311гг.). [Электронный ресурс]. // Проект: Азбука веры. [сайт]. URL: https://azbyka.ru. (дата обращения 19.11.2021).
  11. Муравьёв А.В. Косма и Дамиан. Православная Энциклопедия. Т.38. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия»,2019. С.226-250.
  12. Павлов И., свящ. В начале было Слово. Сто избранных проповедей. М., 2012. 228 с.
  13. Руди Т.Р. Житийная литература // Православная Энциклопедия. Т.19. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия»,2013. С.283-345.
  14. Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Том II. Святой восток. [Электронный ресурс]. // Проект: Азбука веры. [сайт]. URL: https://azbyka.ru. (дата обращения 19.11.2021).
  15. Собор Святых Бессребреников. [Электронный ресурс]. // Проект: ДРЕВО. Открытая православная энциклопедия. [сайт]. URL: https://drevo-info.ru (дата обращения 19.11.2021).
  16. Ткачов А., прот. Религия сердца. М., 2015.192 с.
  17. Такчов Е.В. Канонизация // Православная Энциклопедия. Т.30. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2017.С.269-359.
  18. Черных Н. Сокровища святых: Рассказы о святости. М.: ЭКСМО, 2013. 544 с.

 

[1] Черных Н. Сокровища святых: Рассказы о святости. М.: ЭКСМО, 2013. С. 158.

[2] Григорий (Зимус), архим. Боголюбцы. Рассказы о подвижниках благочестия современной Греции, монахах и мирянах. М., 2014. С. 77.

[3] Эортология (греч. Ἐορτή – «праздник») – наука, в которой исследуются литургические предписания, обычаи и история празднования памятей святых. Более подробно в источнике: Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и эортология / IV. Эортология. [Электронный ресурс]. // Проект: Азбука веры. [сайт]. URL: https://azbyka.ru. (дата обращения 19.11.2021).

[4] Начало этому процессу было положено в 1964 г., когда по инициативе митрополита Ярославского и Ростовского Никодима (Ротова) был установлен Собор Ростово-Ярославских святых. Более подробно в источнике: Бурега В.В. Собор святых Киевской духовной академии: установление празднования и иконогра-фия // Труды Киевской Духовной Академии. К., 2013. №18. С. 185.

[5] Такчов Е.В. Канонизация // Православная Энциклопедия. Т.30. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2017. С. 272-273.

 

[6] Ткачов А., прот. Религия сердца. М., 2015. С. 92.

[7] Павлов И., свящ. В начале было Слово. Сто избранных проповедей. М., 2012. С. 93.

[8] Необходимо отметить, что сам термин «бессребреничество» описывается в трех разных категориях: аскетическая (способность отказаться от владения имуществом, побеждая при этом страсть сребролюбия, корыстолюбия), нравственная (трудится ради блага других людей, не беря за это платы, т.е.  безвозмездно) и церковная (святые рачи-целители). Более подробно в источнике: Андроник (Трубачёв), игум. Бессребреники // Православная Энциклопедия. Т.5. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2009. С. 9-10.

[9] Агиография —  (от греч. ἅϒιος — святой и ϒράφω — пишу), раздел христианской литературы, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова и сказания об обретении и о перенесении мощей. В XIX в. более употреблен был термин «агиология» (напр.. в соч. архиеп. Владимирского Сергия (Спасского)). В настоящее время агиология понимается как один из разделов богословия. Более подробно в источнике: Руди Т.Р. Житийная литература // Православная Энциклопедия. Т.19. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2013. С. 283.

[10]  Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Том II. Святой восток. [Электронный ресурс]. // Проект: Азбука веры. [сайт]. URL: https://azbyka.ru. (дата обращения 19.11.2021).

[11] По мнению некоторых исследователей время празднование Собора Всех святых Бессребреников в Русской Православной Церкви связано с появлением службы «Собор всех святых бессребреников» (Ноябрь. Ч.1.), которая была прислана из Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне и впервые опубликована в Издательском отделе Московской Патриархии в 1980 г. Более подробно в источнике: Андроник (Трубачёв), игум. Указ. соч. С. 10.

[12] Более подробный список имен святых врачей-бессребреников представлен в источнике: Собор Святых Бессребреников. [Электронный ресурс]. // Проект: ДРЕВО. Открытая православная энциклопедия.[сайт]. URL: https://drevo-info.ru (дата обращения 19.11.2021).

[13] В случае, если подобных связей между святыми не было, тогда они объединяются в двоицы типологически. К примеру, Сампсон и Диомид, Мокий и Аникита, Фалалей и Трифон.

[14] Говоря об исторической достоверности этого вопроса, церковные историки разделяются в своих выводах. Так, одни из них признают только одну двоицу святых братьев – Косму и Дамиана Аравийских, тогда как мнения других варьируются от двух двоиц до трёх. Более подробно в источнике: Бессребреники Косма и Дамиан: Асийские, Римские, или Аравийские? [Электронный ресурс]. // Проект: Православная онлайн-энциклопедия [сайт]. URL: https://pravoslavie.wiki  (дата обращения 19.11.2021).  

[15] Фереман (греч. Φερεμά), ныне Диджле, Турция. Фереман находился в Месопотамии, в двух днях пути от Амида (по-турецки называемый Диар-Бекира, в верховьях р.Тигра) и был разрушен Турками во время их первых завоеваниях. При этом мощи свв. Космы и Дамиана были перенесены в Амид, где почивают и доныне. Более подробно в источнике: Димитрий (Туптало), свт. Жития святых // житие 951: Житие и чудеса святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. [Электронный ресурс]. // Проект: Азбука веры. [сайт]. URL: https://azbyka.ru. (дата обращения 19.11.2021).

[16] Кондак 10 всех трех акафистов святых братьев-бессребреников имеет следующие строки: «…яко не токмо человеки от недуг исцеляете, но и скоты милуете…».

[17] Косма и Дамиан Римские. [Электронный ресурс]. // Проект: ДРЕВО. Открытая православная энциклопедия. [сайт]. URL: https://drevo-info.ru (дата обращения 19.11.2021).

[18] История взаимоотношений между Римской империей и христианскими общинами рассматриваемого периода характеризуется большими гонениями на христиан, которые, отказываясь от языческих жертвоприношений, на законных основаниях осуждались на смерть. Сам характер гонений был неоднозначным. По оценки историков, гонения при императоре Карине характеризовались умеренностью, с отдельными случаями лояльности, чего вовсе нельзя сказать о приемнике Карина – императоре Диоклетиане (284-305), который желая вернуть былую славу Рима, обрушил жесточайшие гонения на христиан. К счастью, то была последняя попытка языческого Рима нанести смертельный удар по Церкви. Более подробно в источнике: Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великов / Гонение Диоклетиана, его соправителей и преемников (303-311гг.). [Электронный ресурс]. // Проект: Азбука веры. [сайт]. URL: https://azbyka.ru. (дата обращения 19.11.2021).

[19] Черных Н. Сокровища святых: Рассказы о святости. М.: ЭКСМО, 2013. С. 172.

[20] Более подробный диалог братьев-бессребреников с императором Карином, а также историю страдания святых, приведен свт. Димитрием Ростовским. Источник: Димитрий (Туптало), свт. Жития святых // житие 551: Страдание святых мучеников Космы и Дамиана. [Электронный ресурс]. // Проект: Азбука веры. [сайт]. URL: https://azbyka.ru. (дата обращения 19.11.2021).

[21] Косма и Дамиан Римские. [Электронный ресурс]. // Проект: ДРЕВО. Открытая православная энциклопедия. [сайт]. URL: https://drevo-info.ru (дата обращения 19.11.2021).

 

[22] Официальный сайт храма святых мучеников-бессребреников Космы и Дамиана в немецком городе Эссен / Святые Косма и Дамиан. Источник: Берлинско-Германская епархия РПЦ МП, русская православная община святых мучеников-бессребреников Космы и Дамиана в немецком городе Эссен. [сайт]. URL: http://rok-essen.de. (дата обращения 19.11.2021).

[23] Некоторые исследователи предполагают, что источником написания жития Космы и Дамиана Аравийских послужили так называемые «мученические акты» — официальные протоколы судов над мучениками, которые велись римскими чиновниками на судебном процессе. Более подробно в источнике: Бессребреники Косма и Дамиан: Асийские, Римские, или Аравийские? [Электронный ресурс]. // Проект: Православная онлайн-энциклопедия [сайт]. URL: https://pravoslavie.wiki  (дата обращения 19.11.2021).

[24] Муравьёв А.В. Косма и Дамиан. Православная Энциклопедия. Т.38. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2019. С. 229-230.

[25] В некоторых источниках, святые братья-бессребреники Аравийские именуются братьями Киликийскими, согласно местности их страданий. Киликия – древняя юго-восточная область Малой Азии, простиравшаяся от Памфлийского залива к востоку до Амманских гор.

[26] Берлинско-Германская епархия РПЦ МП, русская православная община святых мучеников-бессребреников Космы и Дамиана в немецком городе Эссен.[сайт]. URL: http://rok-essen.de. (дата обращения 19.11.2021).

[27] Ткачов А., прот. Религия сердца. М., 2015. С. 96.