Рождественское послание Предстоятеля архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Украинской Православной Церкви.

Христос рождается, славите!

Сердечно поздравляю всех Вас: боголюбивые архипастыри и пастыри, благочестивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры, — верные чада нашей Святой Украинской Православной Церкви, — с великим мироспасительным праздником Рождества по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Господь по Своей милости сподобил нас еще раз встретить этот великий и радостный Праздник.

Праздник Христова Рождества — это праздник Боговоплощения, в который мы воспоминаем и молитвенно прославляем чудесное и радостное событие пришествия в мир Сына Божия, нашего Спасителя и Господа Иисуса Христа.

«Слово стало плотью, — говорит святой апостол Иоанн Богослов, — и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин.?1,?14). Люди на земле увидели то Слово, Которое сначала было у Бога и которое было Богом (Ин.?1,?1–2), и Которое взяло на себя человеческую природу и стало Человеком, чтобы нас, грешных людей, снова сделать невинными и чистыми Божиими детьми.

Какая большая честь подарена нам, падшим людям, через соединение во Христе нашей человеческой природы с Природой Бога. Теперь наша человеческая природа, что во Христе, восседает на Небе одесную Небесного Бога Отца. Такой чести не удостаиваются даже святые Ангелы. И все это подарено нам, людям, не ради наших заслуг или достоинств, а ради великой Божественной милости.

В духовной жизни есть такой закон, согласно которого Божия сила и могущество открываются там, где есть осознание человеческой немощи и бессилия перед Богом, а Божественный разум и премудрость открываются и делаются очевидными там, где есть невинная простота.

Сын Божий, Который есть Слово Божие и Божия Мудрость, принимает на Себя человеческую плоть, рождается в убогой Вифлеемской пещере и открывает Себя простым пастушкам, которые имели в себе невинную простоту. Эта невинная и чистая детская простота сделала пастушков способными в Богомладенце, повитом и лежащем в яслях (Лк.?2,?12), увидеть Мессию, Владыку видимого и невидимого мира, Спасителя и Искупителя человеческого рода.

Разумение силы и могущества Божия и своей человеческой немощи и бессилия пред Богом сделало восточных волхвов способными увидеть чудесную звезду и постичь, что в мир пришел Сильный и Могущественный Бог.

История говорит, что волхвы, которых еще называют царями, происходили не из одной страны, а из трех различных стран: Персии, Аравии и Эфиопии. Все они, независимо один от другого, занимались изучением небесных светил, и всем им, независимо и отдельно, явилась чудесная звезда и повела каждого из них из его страны в Вифлеем. На подходе к Иудее они встретились и уже вместе пришли в Вифлеем. В Вифлееме, в пещере, они нашли Богомладенца Христа и поклонились Ему как Царю и Богу, положив к Его ногам свои дары: золото, ладан и смирну. Золото волхвы подарили Богомладенцу Христу как знак того, что Христос есть Царь царей, ладан — как знак того, что Христос есть Первосвященник вечных благ, а смирну — как знак того, что Христос — Божественный Первосвященник, принесет Себя Самого в жертву за спасение нас, грешных людей.

Толковники Священного Писания говорят, что чудесная звезда появилась на Небе в день Благовещения Пресвятой Богородицы и сияла на Небе девять месяцев, пока не довела волхвов к Вифлеему, к благословенной пещере, где родился Спаситель мира — Христос. Волхвы пришли в Вифлеем в самый день Христова Рождества. Так Господь премудро всё устроил с теми, кто искал Божественной Премудрости.

Мы, современные люди, иногда задаем себе такой вопрос: а если бы мы жили во времена Рождества Христова, то открыл ли бы нам Господь эту Тайну — Тайну Своего пришествия в мир, как Он открыл ее пастушкам и волхвам?

Открыл бы, если бы мы, как последние, в простоте и смирении искали Бога.

Евангельские пастушки были не совсем обычными пастушками. Они пасли тех животных, которые предназначались для жертвоприношений: этих животных, в определенные дни и праздники, приносили Богу в жертву, как символ той великой Жертвы, которую за нас должен был принести Бог. Пастушки знали об этом. Они знали, что придет в мир Мессия, Который принесет Себя в жертву за людей, и с нетерпением ожидали Его.

Волхвы также искали Божественной правды, которая хотя и в сильно искаженном виде, но всё же сохранялась у язычников, и согласно которой в мир должен был прийти Освободитель, Который избавит человечество от зла, и они тоже ожидали Его.

Поэтому, если мы в простоте и смирении будем искать Бога, своего Творца и Спасителя, Который уже пришел в мир и совершил подвиг нашего спасения, то и сегодня к каждому из нас Господь пошлет Своего Ангела или свою звезду, которые приведут нас ко Христу, нашему Творцу и Искупителю.

В качестве Ангела Господь может послать нам или богомудрого священника, или боголюбивого инока, или благочестивого мирянина, которые будут наставлять нас на Божию дорогу, на дорогу, которая ведет человека к Богу; а в качестве звезды Господь всем нам подарил совесть, которая является голосом Божиим в нашей душе и которая, как некогда Вифлеемская звезда волхвов, направляет нас к Богу, ко Христу; нам нужно только смотреть на свою звезду, то есть обращать внимание на свою совесть и заставлять себя слушаться её.

Дивным и чудесным в Рождестве Христовом является и то, что Сын Божий пришел в мир через Пресвятую Деву. Святой Иоанн Златоуст говорит, что как Адам, без жены, привел в мир Еву, так и Пресвятая Дева, без мужа, родила Спасителя. Причем Адам остался целым после взятия из его тела ребра, а Пресвятая Дева осталась нетленной после рождения Богомладенца Христа.

Еще раз сердечно поздравляю всех Вас, дорогие братья и сестры, с Рождеством Христовым, с великой Тайной явления Бога во плоти (1?Тим.?3,?16).

В эти дни мы радуемся и смиренно благодарим нашего Спасителя за то, что Он, наш Владыка и Господь, по Своей неизреченной любви к нам, грешным и падшим людям, пришел в мир, взял на Себя нашу человеческую природу, очистил, освятил и спас ее.

В благословенную Рождественскую ночь Ангелы пели дивную песнь: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк.?2,?14). Сегодня мы особенно молимся и просим Господа, чтобы мир, который Господь принес на землю в Своем Рождестве и который воспевали святые Ангелы, почивал в наших сердцах, в наших семьях и на всей нашей благословенной Украинской земле. Пусть всех нас Господь благословит миром. Аминь.

Смиренный

+Онуфрий

Митрополит Киевский и всея Украины 

Рождество Христово,

2019/2020

г.?Киев